Skip to content

Кафедра педагогики, психологии и специального образования

Соц.сети
Утегенова Бибикуль Мазановна
И.о. профессора Должность
Кандидат педагогических наук Ученая степень
Ассоциированный профессор (доцент) Ученое звание
Образование
  • 1987-1983 гг. Кустанайский педагогический институт им. 50-летия СССР, специальность «Русский язык и литературы, методист по воспитательной работе»
  • 1990-1993 гг.  Целевая очная аспирантура в ЧелГПУ по шифру 130000-Теория и история педагогики, защита диссертации на соискание ученой степени - кандидат педагогических наук, присужденный ВАК Республики Казахстан, от 25 августа 1995 года (протокол № 5)
  • 2010 г. Доцент ВАК МОН РК Ассоциированный профессор (доцент), присвоенный Комитетом по контролю в сфере образования и науки РК от 23 апреля 2010 года (протокол № 4)
Преподаваемые дисциплины
  • Введение в педагогическую профессию
  • Педагогика школы
  • История педагогики
  • Методика преподавания педагогики
  • Современные образовательные технологии
  • Методология и методика научно-педагогических исследований
  • Инновационные технологии обучения
  • Педагогический менеджмент
  • Менеджмент в образовании
  • Самопознание
  • Технологии критериального оценивания Педагогика высшей школы
  • СОТ в вузе
  • Методологическая культура педагога-психолога
  • Методология педагогических исследований
  • Управление инновационными процессами в вузе
  • Методология инновационных форм обучения в вузе
  • Основы рефлексивной культуры педагога-психолога
Опыт работы
  • 1983-1987 гг. Средняя школа Чистопольского района Кокчетавской области, учитель русского языка и литературы, организатор по воспитательной работы в школе
  • 1987-1989 гг. Кустанайский педагогический институт им. 50-летия СССР, кафедра педагогики, преподаватель
  • 1989-1990 гг. Научная стажировка в Курганском государственном педагогическом университете, кафедра педагогики
  • 1993-1995 гг.  Старший преподаватель кафедры педагогики Костанайского государственного университета
  • 1995-2004 гг. Заведующая кафедрой этнопедагогики и этнопсихологии КГУ им.А. Байтурсынова, позже переименована на кафедру отечественной педагогики, затем на кафедру педагогики
  • 2004- 2019 гг. Заведующая кафедрой педагогики КГПИ, ассоцированный профессор
  • 2019-2020 гг. Профессор кафедры педагогики КГПУ им. У. Султангазина
  • 2020 г. и по настоящее время – профессор кафедры педагогики и психологии Педагогического института им. У. Султангазина НАО «Костанайский региональный университет им. А. Байтурсынова»
Свидетельства/сертификаты о повышении профессиональной квалификации
  • Повышение квалификации и прохождение  курсов  обучения  английскому языку «Qualitatsmanagement im Bildungswesen» - в количестве 72 часов. Германия, г.Дюссельдорф. Qualitatsmanagement im Bildungswesen - 72 hours. 11.08.2018.
  • 18.03.2019 по 29.03.2019 гг. по курсу «Инструменты инновационного преобразования практики преподавания в системе высшего образования» в объеме 72 часов.
  • Октябрь 2019 года «Обновление содержания коррекционно-педагогической работы в инклюзивных и специальных классах учреждения образования», в объеме 42 часов.
  • Сентябрь 2019 года По программе академической мобильности курсы повышения квалификации и научная стажировка в Государственным гуманитарно-технологическим университетом г. Москва (Россия).
  • Сертификат  от 26.11.2016  о прохождении обучения английскому языку  по  курсу  "Modern directions in education"  в количестве 72 часов. (Костанай, КГПИ).
  • Сертификат от 7. 06. 2017 о прохождении обучения на онлайн курсах английского языка «SWISS American Academy» на сайте http//www.saasa.ch.
  • Сертификат о прохождении курсов повышения квалификации  иноязычной компетентности по разнарядке МОН РК   на базе  КазУМОиМЯ  им. Абылай  Хана - уровень В1, Алматы, 2017 г
  • 2020 г.  Оқу жетістіктерін бағалау. Критериалды бағалау жүйесі (36 с.) Национальная Академия Ы. Алтынсарина МОН РК (сертификат).
  • 29.08.20-01.09.2020 г. Менеджмент в организациях ТиПО (36 ч.) Национальная Академия Ы. Алтынсарина МОН РК (сертификат).
  • 24.08-01.09.2020 г. Техникалық және кәсіптік білім беру ұйымдарындағы менеджмент (36 с.) Национальная Академия Ы. Алтынсарина МОН РК (сертификат).
Членство в профессиональных организациях
  • Член Республиканской Комиссии по экспертизе учебников для школ «Учебник» МОН РК
  • Член Комиссии МОН РК по экспертизе по конкурсу научных  проектов на грантовое финансирование  АО НЦНГТЭ
  • Член рабочей группы МОН РК по конкурсу «Лучший преподаватель вуза»
  • Член Областного учебно-методического Совете по экспертизе и лицензированию творческих работ педагогов области
  • Член Аттестационой комиссии при Управлении образованием акимата Костанайской области по аттестации педагогов
  • Постоянный председатель жюри по конкурсе в системе дополнительного образования Управления образования акимата Костанайской области
  • Член Республиканской комиссии Педагогической олимпиады и конкурса «Талантливый учитель талантливому ученику» ежегодно
Награды и премии
  • 2001- 2020 гг.  Благодарственные письма МОН РК, акимата Костанайской области, Управления образования Костанайской области.
  • 2018 г. Обладатель гранта МОН РК «Лучший преподаватель вуза».
  • 2018 г. Победитель Областного конкурса Клуба меценатов в области образования «Казына».
  • 2019 г. Нагрудной знак медаль Ы. Алтынсарина МОН РК.
Деятельность в сфере услуг 
  • Член Республиканского конкурса  Областного тура научных проектов и предметных олимпиад школьников (Зерде).
  • Председатель Областного конкурса по дополнительному образованию  «Лучший педагог дополнительного образования», «Лучшая методическая система дополнительного образования».
  • Член конкурса Лучший молодой преподаватель КГПУ им. У. Султангазина» в 2019 году.
  • Член внутривузовского конкурса «Лучший преподаватель вуза» -2019,2020 гг.
  • 2016-2020 гг. - научное консультирование учащихся школы по НОУ (специализированная школа-интернат им. Ы. Алтынсарина, школа-лицей №1,2, начальная школа –гимназия 24А).
Учебные пособия
  • Педагогиканы оқыту әдістемесі. 5В010300-«Педагогика және психология» мамандығына арналған оқу құралы. -Қостанай: ҚМПИ баспасы, 2015. -155 б ISBN 978-601-7198-93-0
  • Қазіргі білім беру технологиялары. 5В010300 "Педагогика және психология" мамандығына арналған оқу құралы.-Қостанай: ҚМПИ баспасы, 2014. -127 б.
  • Мектептегі инновациялық үдерістер: педагогика мамандықтарының студенттеріне арналған оқу құралы =Инновационные процессы в школе: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей =Innovative processes at school: Textbook for students of pedagogical specialties Б.М.Утегенова.,Т.С.Шумейко.,А.Б.Шалгимбекова.,В.В.Данилова – Қостанай: Қостанай мемлекеттік педагогикалық институтының баспасы, 2016. – 354 б. ISBN 978-601-7839-48-2
  • Профессиональные ориентиры педагога. Уч-метод.пособие. составители V.V. BezhinaN.A. Solovyeva, B.M. Utegenova  //Рекомендовано УМО РУМС РК Протокол №10 от 12.06.2019г.заседания Президиума Совета Учебно-методической секции по группе специальностей «Иностранные языки» на базе КазУМОиМЯ им.Абылай хана. – Костанай: КГПУ,2019. -82с
  • Ғылыми - педагогикалық зерттеу әдіснамасы және әдістері: дәріс жинағы. Педагогикалық институт студенттерге арналған оқу құралы. –Қостанай, ҚМПИ. – 2010 -170 б.-ISBN 9965-754-29-2
  • Педагогика тарихы дәрісінен логикалық-құрылыс кесте (педагогикалық институты студенттеріне арналған оқу құралы. – Қостанай: ҚМПИ баспасы, 2012. – 64 б. ISBN 978-2-7105-3853-1
  • Педагогиканы оқыту әдістемесі (5В010300 –«Педагогика және психология» мамандығы студенттеріне арналған оқу құралы) – Қостанай: ҚМПИ баспасы, 2012. -151 б. ISBN 978-601-7198-93-0
  • Формативное оценивание: само и взаимооценивание: Метод. рек. в помощь педагогам/. сост.: Е.А. Онищенко, Б.М. Утегенова – Костанай, 2014. – 48 с. ISBN 378-601-7305-87-1
  • Қазіргі білім беру технологиялары «Педагогика және психология» мамандығына арналған оқу құралы. – Қостанай: ҚМПИ баспасы, 2014. -127 б. ISBN 978-601-7305-47-5
  • Учебные цели согласно таксономии Блума/ А.Е. Мурзагалиева, Б.М. Утегенова. Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Центр педагогического мастерства, 2015.– 58 с. ISBN 978-601-732-05-11-6
  • Ардабаева Б.К., Утегенова Б.М. Рефлексия – мұғалімнің оқыту және оқу тәжірибесін жетілдіру құралы ретінде. // Мұғалімдерге арналған әдістемелік нұсқау – Қостанай, 2015. -35 б. ISBN  978- 601- 7305-47-5
  • Организация воспитательной работы в педагогическом вузе. – Методическое пособие по организации процесса воспитания в педагогическом вузе. – Костанай: КГПИ, 2015. – 64 с. ) ISBN 978-601-7305-12-7
  • Как развить навыки лидера руководителя //Методические рекомендации. // -Астана: Центр педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», -2016. –42с.
  • Утегенова Б.М. в соавторстве Онищенко Е.А., Мурзагалиева А.С. и др. Инструменты визуальной коммуникации в профессиональной поддержке педагогов.Сборник –практикум из опыта работы тренера. ––Нур-Султан: АО НИШ ЦПМ. 2019. -172 с.ISBN 978601328688-4
  • Утегенова Б.М., Шрайманова Б.Ж., Тажигулова Г.О. Кәсіби педагогика. Оқу құралы. – Қостанай:ҚМПУ, 2019№ -122 б. ISBN 978-601 7934 76-7
  • Методическая поддержка организации исследовательской практики педагогов    ( сборник-практикум в помощь сертифицированным педагогам)-Нур-Султан: АО НИШ, ЦПМ.-2019. – 85с ISBN  978-602873475-7
  • Утегенова Б.М. Методические рекомендации к организации учебных занятий с магистрантами «Педагогики и психологии» по курсу «Современные образовательные технологии в  ВУЗе». – Костанай: КГПУ, 2020. – 42 с. (выписка Ученого Совета прилагается)
Монографии
  • Воспитание этнотолерантной компетентности у старших школьников. Монография – Утегенова Б., Даумова Б. Изд-во: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH&Co.KG,Heinrich-Boecking-Str.6-8,66121 Saarbruecken, Germany, 2013,157 р  ISBN 978-3-659-22956-5.
  • Педагогика толерантности. Монография/Р.Ч. Бектурганова, Б.Б. Даумова, Б.М. Утегенова, В.А. Цымбалюк. – Костанай,2013,154 с. ISBN978-601-7371-87-6
  • Проблемы развития образования и воспитания: теория и практика. Книга 3 [Монография]- Москва: Изд-во «Перо», 2015. -102с.( глава 1.2) ISBN 978-5-906835-50-5
  • Непрерывное образование в высшей школе. [Коллективная монография].- Москва: «Государственный гуманитарно-технологический университет».Издат-во ГГТУ Орехово-Зуево.-2020. -308 с.
Публикации
  • Развитие школьного образования в Тургайской области во второй половине 19 века// Исторический журнал "Былые годы" Россия, ISSN 2073-9745. E-ISSN 2310-0028 , 2018 , с. 576-58
    Утегенова Б.М., Баймухамбетова Б.Ш. Институциональная перезагрузка системы профессиональной подготовки будущих педагогов-психологов. //Международный научный журнал ККСОН «Наука и жизнь».- 2020.- №5/2.- с.294-299.
  • Инновационные образовательные технологии в подготовке специалистов в области образования// Утегенова Б.М. XVIIмеждународный научно-творческий форум «Научные школы: молодежь в науке и культуре XXIвека» Челябинск, Челябинский Университет культуры, 2018. -245-251 с. (0,5 п.л.)
  • Ценностный аспект индивидуальной стратегии становления педагога// Утегенова Б.М. Материалы ХІ МНПК Тьюторство  в открытом образовательном пространстве МГПУ,2018. -103-108с. (0,5 п.л.)
  • Методологические основы исследовательской культуры педагога. // Утегенова Б.М. Сборник статей РНПК "Исследование практики" совместно с ЦПМ. 2018. – ISBN 978-601-7934-20-01 Қостанай, 2018ж. (0,4 п.л.)
  • К вопросу о необходимости изменений в образовательной практике педвуза. //Утегенова Б.М. «Адами капиталды дамыту  контекстіндегі  білімнің  рөлі» // Материалы РНПК Костанай, КПМУ, 2018 (0,5 п.л.)
  • Студенттердің көшбасшылық қасиеттерін қалыптастыруға  педагогикалық қолдау көрсету жолдары. //Утегенова Б.М. Материалы МНПК Духовная модернизация общества Костанай, Управление внутренней политики акимата Костанайской области, 2018 (0,4 п.л.)
  • Непрерывность как стратегия современного профессионального образования при взаимодействии науки, образования и школы. // Утегенова Б.М. Материалы Международного форума «Актуальные проблемы и перспективы стратегического партнерства в сфере высшего образования: совместные образовательные программы» Костанай КМПУ, 2018. (0,5 п.л.)
  • Ценностный смысл непрерывности в образовательной практике взаимодействия «Педвуз -школа». // Утегенова Б.М. Материалы МНПК «Непрерывное образование в интересах устойчивого развития» (IIэтап) Совместно с Национальной Академией образования Ы.Алтынсарина, Астана,2018. (0,7 п.л.)
  • Педагогические смыслы инновационных преобразований в современной образовательной практике. // Утегенова Б.М. Сборник материалов РНПК «Казахстан в мировом сообществе цивилизаций» Костанай: КГПУ,2018. 21 декабря - 5с. (0,5 п.л.)
  • Основные приемы рефлексивного слушания на занятиях по педагогике.//МНПК, Алтынсаринские чтения «Проблемы и новые ориентиры интеграции педагогического вуза и школы в совершенствовании качества образования»- Костанай,КГПУ, 2019. – С.158-164.
  • Педагогические возможности развития исследовательских навыков студентов. - Гуманитарлық және әлеуметтік ғылымдардың қазіргі мәселелері: Халықаралық ғылыми-практикалық конференция материалдары – Нұр-Сұлтан: Еуразия гуманитарлық институты, 2019. – 370 б. //
  • Векторы развития исследовательских качеств педагога. //Региональная НПК совместно с филиалом ЦПМ.- Костанай: ЦПМ и КГПУ,2019. – 41-4
Национальные проекты
  • Грант МОН РК Научный проект на коммерциализацию ««Научно-образовательный IT-консалтинг как инновационная форма сопровождения развития рефлексивной культуры учителей в посткурсовой период» (регистрационный номер 0369-18ГК)», организованный МОН РК, Фондом Науки и победа в конкурсе на 18 млн тенге ( по объективным обстоятельствам проект не будет реализован) – руководитель проекта
  • Грантовый проект  МОН РК «Основы рефлексивной культуры  педагогов в посткурсовой период» (завершен и сдан отчет в АО НЦГНТЭ) –руководитель проекта
  • Заявка в НЦГНТЭ на грантовое финансирование МОН РК  проекта «Фасилитация смешанного обучения в системе профессионально-технического образования» в 2020 году (руководитель проекта).