Skip to content

Кафедра педагогики, психологии и специального образования

Соц.сети
О кафедре
Калимжанова Роза Лаиковна ФИО
И.о. заведующий кафедрой Должность
Доктор PhD Ученая степень
И.о. ассоциированный профессор Ученое звание
kafedra_ped_psih_so@ksu.edu.kz Адрес электронной почты

Кафедра педагогики, психологии и специального образования реорганизована в сентябре 2023 года и является структурной единицей педагогического института имени У. Султангазина Костанайского регионального университета им А. Байтурсынұлы.

Целью кафедры является повышение качества образовательных услуг, обеспечение  профессиональной подготовки будущих педагогов на основе передовых стандартов образования в соответствии с Моделью выпускника.

В данное время кафедра готовит выпускников по образовательным программам бакалавриата 6В01902-Специальная педагогика, 6В01101-Педагогика и психология и магистратуры 7М01101- Педагогика и психология.

Кафедра выполняет учебные и научно-методические функции, а также осуществляет психолого-педагогическое сопровождение ряда инновационных процессов в вузе. Научный и методический потенциал кафедры позволяет добиваться положительных результатов и перспектив самосовершенствования.

Научно-методическая тема кафедры «Форматы и технологии психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса в условиях современной школы», которая отражается в индивидуальных планах работы профессорско-преподавательского состава кафедры. Кадровый состав кафедры позволяет продуктивно решать задачи по основным направлениям деятельности пединститута.

Преподаватели принимают активное участие во всех начинаниях, связанных с преобразованием 12-летней системы образования в Республике Казахстан и внедрением программы «Рухани жангыру» — «100 новых книг», тесно сотрудничая с филиалом «Центр педагогического мастерства» АОО НИШ, Управлением образования области, Министерством образования Республики Казахстан.

Кафедра педагогики, психологии и специального образования поддерживает творческие связи с рядом региональных, республиканских, российских научных учреждений и вузов: Казахский Национальный педагогический университет им. Абая, Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, Московский государственный университет им. М. Ломоносова, Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск), Южно-Уральский государственный гуманитарно–педагогический университет (г.Челябинск), Новосибирский государственный педагогический университет, Государственный гуманитарно-технологический университет (Московская область), Тренчинским университетом им. Дубчека (Словакия).

В рамках повышения квалификации ППС преподаватели кафедры педагогики, психологии и специального образования проходят обучение, как в пределах страны, так и за рубежом. Повышение квалификации преподаватели осуществляют посещением семинаров приглашенных ученых дальнего зарубежья и других организаций. Сотрудниками кафедры продолжена работа по подготовке и публикации статей в журналах с высоким импакт-фактором.

На кафедре действуют научные проблемные группы, ежегодно проводится международная научно-практическая конференция «Алтынсаринские чтения», с участием практических педагогов и педагогов-психологов, социальных работников, ежегодно студенты и магистранты принимают участие в республиканских предметных олимпиадах в сфере психологии и педагогики. Специально для обучающихся по направлению 6В011-Педагогические науки организовывается научно-студенческая конференция «Педагогика и психология: взгляд студенческой молодежи».

С целью обеспечения интеграции образования, науки и производства для проведения практических занятий, практикумов, руководства педагогической и производственной практики на кафедру привлекаются опытные специалисты, работающие в системе специальных общеобразовательных организаций и учреждений г. Костаная и Костанайской области.

Материальное обеспечение кафедры позволяет вести научно-методическую работу на должном уровне. В распоряжении студентов и магистрантов имеются специально оборудованные кабинеты и лаборатории:

  • Методический кабинет по педагогике им. Ы. Алтынсарина и компьютерно-методический кабинет по психологии, где собрана современная специальная литература с книжным фондом более трех тысяч экземпляров учебной и научно-методической литературы и научных периодических изданий;

  • Лаборатория компьютерной психолого-педагогической диагностики располагает специальным оборудованием, способствующим формированию необходимых исследовательских и практических навыков, компьютерными диагностическими программами; 

  • Кабинет практической психологии и педагогики предназначен для проведения сеансов индивидуального социально-педагогического и психологического консультирования, психотерапии, психолого-педагогической коррекции, а также психопрофилактических сеансов, оборудование позволяет использовать метод комплексной аудиовизуальной стимуляции;

  • Лаборатория сенсорно-динамического развития - представляет собой развивающее пространство, насыщенное различными элементами аудиального, визуального, тактильного и динамического характера. На базе лаборатории совершенствуется психологическая практика будущих педагогов-психологов в психотерапии, социальной адаптации и сенсорной интеграции детей и подростков.
    Лаборатория включает сенсорную комнату релаксации, психоэмоциональной разгрузки, что позволяет обучающимся освоить психологические техники освобождения от страхов, коррекции невротических состояний и поведения,  восстановления после активных занятий, перехода от активности к успокоению, переключения между блоками занятий.
    Деятельность лаборатории направлена на научно-методическое обеспечение образовательного процесса студентов, магистрантов образовательной программы «Педагогика и психология».

  • Лаборатория психологической разгрузки и арт-терапии оснащена необходимым инструментарием для снятия психологического напряжения и стресса, восстановления эмоционального равновесия человека и предназначена для проведения учебных занятий по учебному курсу «Арттерапия» для студентов, обучающихся по образовательной программе 6В01101 Педагогика и психология, а также проведения арттерапевтических сеансов активации психической деятельности человека. В качестве методов психологической разгрузки здесь используется творческая деятельность человека.
    Арт-терапевтический кабинет рассчитан как на самостоятельную работу участников группы, так и на их взаимодействие, на этапе обсуждения продуктов изобразительной деятельности.

  • Лаборатория «Специального и инклюзивного образования»  оборудована для проведения учебной и научно-исследовательской деятельности студентов образовательной программы «Специальная педагогика». Основной задачей работы лаборатории является формирование у студентов-будущих специальных педагогов профессиональных и научно-исследовательских компетенций с использованием IT-технологий, а, также, она является практико-ориентированной и имеет выраженный прикладной характер.
    Лаборатория оснащена специализированным оборудованием, которое позволит будущим специальным педагогам овладеть профессиональными навыками работы с разными категориями лиц с ОП в условии инклюзии и в специальных учреждениях. Специализированное оборудование включает разнообразное образовательное программное обеспечение: образовательную систему «EduQuest», дидактическую систему «Нумикон» и специализированное логопедическое оборудование.

Представленные лаборатории включены в деятельность центра педагогических инноваций и решают задачи организации практико-ориентированного обучения специальных педагогов, педагогов-психологов.

На кафедре активно фунцкионирует Волонтёрский клуб «Доброе сердце» — это большая команда волонтёров из числа студентов 1-3-х курсов. Основное направление работы клуба практико-ориентирована и непосредственно связана с будущей профессией, что имеет большую практическую значимость.